Информационная справка

по вопросу о создании условий для получения общего образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.

 

 

1. В классах VII  вида  по данным на 23.10.2012 обучается

- в начальной школе 22 ребёнка в двух классах  для детей с ЗПР.

- в основной школе – 53 учащихся в пяти классах для детей с ЗПР.

 

2. Класс 7 вида формируется на основании заключения городской или областной психолого-медико-педагогической комиссии ( на основании характеристик от учителя, психолога, логопеда и протокола ШППК – школьной психолого-педагогической комиссии). Также, поскольку 7 вид – это медицинский диагноз Задержки психического развития , то необходимо заключение психоневролога (психиатра). В этом заключении указывается диагноз и пишется рекомендация на обучение по программе VII  вида.  Но, без решения родителей (согласия или отказа), ребёнок не может обучаться в классе для детей с ЗПР.  Поэтому, при комплектовании классов  7 вида  главное значение имеет заявление родителей на обучение в этом классе.

            На основании указанных документов издается приказ директора о комплектовании классов 7 вида.

 

3. Для обучения детей с ЗПР в школе созданы благоприятные условия :

- обучение проходит только с 1 смены,

-есть психолого-логопедическая служба сопровождения,

- педагогические работники, работающие с детьми с ЗПР прошли курсовую  подготовку  на базе НТФ ИРО.

- каждый ученик класса 7 вида обеспечен полным комплектом учебников. Комплекты учебников, УМК  педагогами выбираются  в соответствии  с возможностями и способностями детей : основное УМК, по которому обучаются дети с ЗПР  начальной школы – Классическая начальная школа, Школа России, Гармония.

- каждый кабинет оснащен компьютером, каждый ребёнок имеет рабочее место и место для игровых  и коррекционных занятий. Классы имеют наибольшую наполняемость – 12 человек.

- административный контроль  в классах ЗПР:

-контроль  полноты комплекта документов для  обучения в классе ЗПР ( в случае отсутствия некоторых документов по вине обеих сторон (родителей или  ШППК)  документы восстанавливаются) Наибольшее количество нарушений наблюдается по причине потери родителями справки от психиатра ил и психоневролога. В этом случае  представитель ШППК восстанавливает справку у психиатра по ранее проведенной им диагностике.

 

- контроль  уровня сформированности  общеучебных умений  и навыков.

Результат:

 

- контроль техники чтения и анализ письма :

Результат

- Цель:

отслеживание динамики в развитии навыков письменной речи (орфографические ошибки, дисграфические ошибки, умение составить рассказ на заданную тему- 4-5 предложений)

 

Результаты обследования:

 

Ф. И.

Орфографические ошибки

(количество, характер)

 

Дисграфические ошибки

(количество, характер)

 Развитие связной речи

(3-4 класс)

Развитие моторики руки

Логопедическое заключение

Принятые меры

Áàáûìàòîâ Àðòåì

-

Замены к-т, в-р, р-л, м-н.

Рассказ из 6 предложений составлен грамматически верно, логически неточно

По возрасту

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Áîòàëîâà Àëåêñàíäðà

Чу(1), безуд.гл(2)

Замены о-а, д-т, пропуски букв(4), зеркальное З

Рассказ из 4 предложений составлен грамматически неточно

Развита слабо

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Áóðöåâà Âèêòîðèÿ

Безуд.гл.(1)

Замены шу-хи, пропуск слов(1)

Рассказ из 6 предложений составлен верно

По возрасту

Речевое развитие приближено к норме

Логопедическое сопровождение

Äåìåíòüåâ Íèêèòà

Безуд.гл(2)

Замены у-ю(1), о-ё(3), пропуск букв(2)

Рассказ из 6 предложений составлен грамматически неверно

Развита слабо

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Êîíåâà Îëÿ

Безуд.гл.(4)

Пропуски букв(2), замены р-л(1), д-т(1)

Рассказ из 5 предложений составлен грамматически неточно

По возрасту

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Ìåëüíè÷óê Íèêîëàé

Безуд.гл.(4)

Замены ь-и,я-е,щ-т,з-с,о-а,ы-и,г-к,и-е, пропуск букв (1), вставки букв (1)

Рассказ на заданную тему составить не смог (1 предложение)

Развита слабо

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Ïîåäèíùèêîâ Èëüÿ

Безуд.гл.(2)

Прогпуски букв(3), замены ч-щ(1)

Рассказ на заданную тему составить не смог

Развита слабо

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Ñìèðíîâà Îëèíà

Безуд.гл.(3)

Зеркальное у(1),замена г-з(1)

Рассказ из 7 предложений составлен логически неточно, с полным отсутствием границ предл

По возрасту

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

Òîëìà÷åâ Âàäèì

Безуд.оконч.(1), щн(1)

-

Рассказ из 4 предложений составлен грамматически неточно

Развита слабо

Элементы аграм.дисграфии

Логопедическое сопровождение

  • Øóñòîâñêàÿ Ñâåòà

-

Замены у-и(1),т-ч(1), сч-ц(1)

Рассказ из 4 предложений составлен грамматически верно, но с отклонением от заданной темы

По возрасту

См.ф.дисграфии

Логопедическое сопровождение

 

Итого:

Приближено к норме

1

См.ф.дисграфии

10

Количество детей, способных осваивать программу без специальной помощи

0

Количество детей, нуждающихся в логопедическом сопровождении

 11

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 Анализ входной диагностики у учащихся 4 б класса позволяет сделать вывод о том, что учащиеся данного класса могут осваивать школьный стандарт только с помощью. Поэтому в течении учебного года в ходе фронтальных логопедических занятий предстоит решить следующие коррекционные задачи:

-развитие фонетико-фонематических процессов;

-формирование умений и навыков в образовании новых слов;

-развитие оптико- пространственных и временных представлений (это основа воспитания звуко- слогового и морфемного анализа                 слов);

-развитие и совершенствование связной речи;

-развитие психологической базы речи.

Намеченная работа поможет восполнить пробелы в развитии средств языка и функций речи, а также других психических процессов, что является основой формирования полноценной учебной деятельности.

 

Рекомендации педагогу по осуществлению педагогического сопровождения детей с речевым недоразвитием:

 1.В уроках использовать упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия.

2.Систематизировать работу по повышению орфографической зоркости.

4.Осуществлять взаимодействие с логопедом и родителями по вопросам речевого развития детей.

 

 

-мониторинг  качества  образования . Диагностические контрольные работы

Результат:

Выпуск 2б класса: математика ( вычитание с переходом через разряд – 40%, сложение спереходом через разряд – 30%, равенства – 30%, геометрический материал- 20%  справившихся. С работой совсем не смогли справиться 20 % учащихся)

 

 

- контроль ведения индивидуальных дневников наблюдения

Результат

             Ведение дневников наблюдения не систематичное, наблюдается  преобладание записей классного руководителя, психолога. Рекомендация по итогам проверки:   

Учителям – предметникам заполнять индивидуальные дневники  по итогам наблюдения   за учащимися в процессе урока.

 

-Контроль ведения рабочих тетрадей

Результат

- контроль ведения дневника ученика

Цель проверки

  1. Соблюдение требований к ведению дневника
  2.  Дневник – средство мотивации учащихся

Класс_2б___

Вид проверки

Результата проверки

Наличие дневника

Уч-ся по списку

10

На момент проверки

10

Нет дневника

0

Работа классного руководителя с дневниками

Текущий учёт знаний

9

Качество проверки

9

Частота проверки

9

Учёт пропусков  учебных занятий

9

Работа  учащихся  с дневниками

Наличие данных об учителях-предметниках

10

Расписание уроков по неделям

8

Запись домашнего задания

8

Внешний вид дневника

6

Работа учителей – предметников с дневниками

Учёт текущей успеваемости

9

Замечания, поощрения

7

Учет участия во внеурочной деятельности

4

Контроль за дневниками со стороны родителей

Подпись родителей за текущие отметки

6

Подпись родителей за итоговые отметки

7

Класс _4б______

 

Вид проверки

Результата проверки

Наличие дневника

Уч-ся по списку

12

На момент проверки

11

Нет дневника

1

Работа классного руководителя с дневниками

Текущий учёт знаний

11

Качество проверки

11

Частота проверки

11

Учёт пропусков  учебных занятий

11

Работа  учащихся  с дневниками

Наличие данных об учителях-предметниках

11

Расписание уроков по неделям

11

Запись домашнего задания

9

Внешний вид дневника

11

Работа учителей – предметников с дневниками

Учёт текущей успеваемости

11

Замечания, поощрения

11

Учет участия во внеурочной деятельности

11

Контроль за дневниками со стороны родителей

Подпись родителей за текущие отметки

9

Подпись родителей за итоговые отметки

11

Вывод:  классные  руководители в системе проверяют дневники учащихся. Со стороны родителей контроль осуществляется не в системе. 90 % учащихся имеют текущие выставленные оценки за неделюб. Отсутствуют оценки только у тех, кто на момент проверки дневника болел.

Рекомендации: учителям – предметникам – музыка, физическая культура и иностранный язык – выставлять оценки в процессе ведения урока. Обратить внимание на то, что оценочная деятельность учителя на уроке – основной мотивационный фактор.

Классным руководителям – организовать обратную связь с родителями через дневник.

 

- Организация  работы по персональному контролю за  образовательной деятельностью в 8Б классе.

Результат

Рекомендации педагогам по работе с учащимися 8 «Б» класса

 

На основании анализа наблюдений уроков, проводимых в 8 «Б» классе с 13.10.11. по 21.10.11 сделаны следующие выводы и выданы рекомендации:

 

1.В связи с тем, что у детей слабо развита самоорганизация, организационные моменты урока должны быть режимными, то есть иметь строгие временные рамки

  • учитель должен начинать урок строго со звонком, независимо от количества учащихся в классе на момент начала урока;
  • каждый урок начинать с построения;
  • каждый ученик должен иметь строго закрепленное за собой рабочее место;
  • урок заканчивать со звонком, построением класса;
  • при отсутствии учебных принадлежностей записывать замечания в дневник.

 

2.  В связи с тем, что основная мотивация учащихся 8 «Б» класса  - это       «избегание неудачи», мотивационные моменты должны иметь поощрительный характер:

  • инициативность учащихся на уроке должна поощряться, независимо от результата;
  • система оценивания на уроке должна быть накопительной;
  • не выставлять оценки в течение урока, так как это снижает мотивацию и работоспособность ребенка;
  • в уроке использовать элементы соревнования и работу в группах;
  • максимально использовать тактильный контакт с учащимися (так как это повышает доверие к учителю, снижается страх совершить ошибку при ответе);
  • обращаться ко всем детям по имени;
  • в связи с тем, что у учащихся этого класса повышено «чувство толпы», необходимо переориентировать их на учителя.

 

3. В связи с тем, что дети обучаются в классе по программе по специальной коррекционной программе 7 вида и имеют органические поражения центральной нервной системы, познавательная ориентация учащихся должна быть направлена на учет психических особенностей:

  • основная информационная нагрузка должна быть на 1 и 3 уроке;
  • по возможности педагогам применять индивидуальную систему заданий (более упрощенную для Ахматдиновой К., Шилкова А.);
  • формулировка учебных заданий должна быть понятна для восприятия (простые предложения с минимальным количеством терминов).

 

- Соответствие  структуры и содержания урока для работы с классом ЗПР.

Результат.

По итогам классно-обобщающего контроля классов ЗПР ( 2б, 4б, 5б, 6б, 7б)  в 2011-2012 учебном году было выявлено следующее:

Структура урока выдерживается : в каждом проверяемом  классе  организуется динамическая пауза, при проведении самостоятельных и контрольных работ соблюдается дифференцированный , индивидуальный подход к учащимся.

 На уроках математики работа организуется по выполнению учебной деятельности по шаблону, в 4 б ( учитель Шайхатарова В.В.) наблюдается  рост уровня обученности, есть учащаяся на «4», все воспитанники научились читать на  допустимом уровне.

 

 

Содержание психолого-медико-социального сопровождения:

-психологическое: коррекционные занятия, направленные на развитие   ВПФ, диагностика

-логопедическое : проведение занятий на развитие речи, диагностика

Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи строится согласно модели коррекции нарушений письма у младших школьников через развитие фонетико-фонематических процессов. 

Она состоит из 2-х блоков: диагностического и коррекционного.

Подготовительный этап коррекционного блока  решает задачи, затрагивающие механизм нарушения письма:

 * развитие общей и мелкой моторики,

 * развитие артикуляционной моторики:

учу детей ощущать движения и переключаться с одного движения на другое, работаю над развитием двигательной функции артикуляционного аппарата через комплекс упражнений и опосредованным методом, развиваю дыхание детей,

 * развитие фонетической стороны речи,

 * развитие фонематического слуха и восприятия,

 * развитие психологической базы речи.

Этап формирования фонетико – фонематических процессов направлен на формирование гласных и согласных фонем по следующей схеме:

-постановка звука,

-его автоматизация (после выделения звука формируем у детей акустико – артикуляционный образ звука, проводим работу по закреплению его произношения, соотносим данный звук с буквой, учим опознавать звук в чужой и собственной речи на материале текстов насыщенных звуком, конфликтных текстов, а также на материале слов, слогов, ряда звуков),

-включение звука в анализ (учим детей выделять звук из разных позиций, определять его место, количество и последовательность звуков в слове),

-дифференциация смешиваемых звуков (сначала ведём работу над каждым из смешиваемых звуков, затем учем детей сопоставлять звуки по слуху и в произношении.)

 

            При работе с учащимися 2 -4 классов решается и такая важная задача как предупреждение дезорфографических ошибок.

 

 

       Большинство заданий полифункциональны и направлены на выработку следующих умений:

§        Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию(игра «Светофор» и др.);

§        Умение планировать действия по выполнению задания (работа по алгоритмам, памяткам, их составление);

§        Умение осуществлять итоговый самоконтроль («Помоги исправить ошибки» или «Редактор»);

§        Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (линейка достижений, карта самонаблюдений, лесенка успеха);

§        Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности (грамматические ребусы);

§        Умение общаться в учебной ситуации.

 

  Работу с детьми необходимо строить с учётом коммуникативной направленности; побуждать детей к речемыслительной активности, как в индивидуальной, так и в групповой видах деятельности, привлекать детей к доказательству правильных ответов, к подведению итогов, поощрять диалоги между детьми. На занятиях в системе используются схемы, модели, различные карточки и таблицы. Обязательным этапом каждого занятия  является психологический настрой на преодоление проблемы, что способствует самовыражению детей, их открытости.

Результатом логопедического сопровождения должно быть формирование у детей следующих умений и навыков:

§         Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам);

§         Полноценно участвовать в работе в паре, группе, в классе;

§         Произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в деятельность; переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;

§         Ответственно относиться к результатам своей работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль;

§         Осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений».

Как показывает опыт, улучшение речи детей (в том числе и в классах 7 вида) в среднем ежегодно происходит на 40 %. Формируются навыки правильного чтения и письма, обогащается разговорная речь, улучшается успеваемость по школьным предметам. Таким образом, создаётся база для успешного освоения программы.

 

 

--- медицинское : посещение невролога 1-2 раза в год, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение соматической ослабленности.

-- педагогическое : коррекционные занятия  для усвоения пройденного материала, развития мышления, логики, отработки навыка учебной деятельности

--социальное :  все классы 7 вида принимают участие в  мероприятиях школы и города, активно участвуют в спортивных и краеведческих мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© vskadetschool17

Сделать бесплатный сайт с uCoz