Советы родителям будущих первоклассников.

 «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира»

К.С.Аксаков

Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в  первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Родителям важно знать самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и пытаться устранить их до поступления ребёнка в школу.

В первую очередь следует обратить внимание на:

1)                 Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух.

Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

2)                 Родителям также важно знать, что словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.

Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д.

Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползёт, собака лает и т.д.

Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.

Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.

Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т.д.

Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый-чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-нельзя, полезный-вредный и т.д.

Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, короткая память, голова на плечах, не тронуть пальцем, правая рука, наломать дров и т.д.

Родителям важно знать, что к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много сады, гулял где за садом и т.д.

Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему следующие задания: много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.

Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

1.Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

2.Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …,

3.Назови детенышей животных: кто у медведицы – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

4.Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.

Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

3)                 Важно обратить внимание на связную речь ребёнка.

Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье.

Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивайте о важных для него событиях. Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: это описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Формирование интереса к чтению.

Перед тем как начать обучение ребёнка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо для малыша станет настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению.

Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как можно больше читать ребёнку различные интересные сказки, истории, рассказы, стихи и рассказывать и объяснять малышу, почему так важно и интересно научиться читать.

Перед тем как начать обучение чтению, очень важно выяснить, какие мотивы у ребёнка уже сформировались, а какие ещё предстоит сформировать. Для этого желательно задать ему несколько вопросов. Например: «Как ты думаешь, зачем человеку нужно уметь читать?», «О чем можно узнать, если прочитать какую-нибудь книгу?».  «А ты бы хотел научиться читать?», «А для чего тебе это нужно?» и др.

Стремиться следует к тому, чтобы у ребёнка были сформированы следующие пять мотивов:

1.Познавательный мотив – желание научиться читать для того, чтобы узнать много нового и интересного об окружающем мире (например, про животных и птиц, динозавров, космонавтов и т.д.)

2.Перспективный мотив – стремление научиться читать для того, чтобы было легко и интересно учиться в школе.

3.Мотив личностного роста – желание научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые, чтобы мама (папа, бабушка) удивились и сказали: «Какой молодец наш Дима, уже читать умеет. Скоро он сам сможет прочитать книгу «Приключения Буратино», которую мы ему подарили».

4.Деятельностный мотив – желание научиться читать, чтобы потом можно было поиграть в те игры, где нужно читать какие-то слова, придумывать разные увлекательные истории или сказки и т.п.

5.Мотив общения со сверстниками – стремление научиться читать для того, чтобы рассказывать о прочитанном своим друзьям и знакомым.

Когда вы увидите, что у малыша устойчиво сформированы хотя бы некоторые из приведенных выше мотивов, можете смело начинать обучение чтению.

Ребёнок, у которого были проблемы с развитием речи, формированием звукопроизношения, недостаточно развитым фонематическим восприятием, поступая в первый класс, обязательно должен (насколько он может это сделать) читать.  Ещё до школы необходимо с ним пройти весь добукварный и букварный период, познакомиться с буквами, научиться читать вначале слоги из двух гласных, затем закрытые слоги (гласная + согласная), а потом открытые (согласная + гласная). Этот последний этап является определяющим. Самое сложное – соединить согласную и гласную. Как только ребёнок сделает это, дальше всё уже идёт легче. Советую детей с речевыми проблемами учить читать по букварю И.О.Жуковой.

Родители должны знать, что решающими условиями и предпосылками развития речи ребёнка являются:

- стимулирующая среда. Ребёнок может говорить в том случае, когда есть объект для высказывания; речь является показателем того, в какой семье живёт ребёнок – богатой стимулами, разнообразной и интересной или однообразной, где мало новых явлений, ситуаций, отношений, лиц, побуждающих ребёнка к разговору.

В семье должна существовать возможность активного речевого проявления. Ребёнок должен не только слушать речь, но и прежде всего говорить сам: при повторении названий предметов, описании явлений, изложении собственных мыслей упражняется его голосовой аппарат; с помощью слуха ребёнок контролирует свою речь, проверяет, понимают ли его другие;

- образец речи взрослого. Дошкольник учится говорить, подражая речи взрослых, он говорит так, как говорят самые близкие из окружающих его людей: чисто, чётко, громко, либо небрежно; у него может быть богатый словарный запас слов, а может оказаться, что его речь будет проста и бедна;

- использование правильных методов. Дошкольника надо вести к тому, чтобы он подражал словам, экспериментировал с ними, сравнивал по значению, упражнялся в произнесении звуков и слогов, самостоятельно рассказывал, пересказывал, инсценировал и драматизировал знакомые сказки; общее воздействие всех факторов, влияющих на ребёнка. На развитие речи оказывает отрицательное влияние несогласованность требований взрослых.

 

Теперь вы знаете, что ребёнку нужна ваша помощь, знаете, что нужно делать. Наберитесь терпения. Все в ваших руках.

Желаю удачи!

Учитель-логопед: Семенова С. И.

 

Этапы развития речи ребенка

 

   Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

   Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

   Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

   Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1г. 4месяца еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.

   Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для  правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют 3-летних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это. Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.

   Рассмотрим 4 этапа становления речи детей.

 1этап - подготовительный (с момента рождения до 1г.)

  В это время происходит подготовка к овладению речью. С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию тонких и разнообразных движений 3-х отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

   Через 2 недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего. Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца - лепет. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги, в дальнейшем перенимает все элементы звучащей речи.

  Во 2-м полугодии ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями. В это время он реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию, слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
   В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.

   С 10-11 месяцев появляются реакции на слова независимо от ситуации и интонации говорящего.

   В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым).

   К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

  2 этап - преддошкольный (от 1г. до 3лет).

  С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

  Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства.

  С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

  На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Значения слов становятся все более определенными.

  К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

  К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

  В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

  3 этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

  На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение.

  На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

  В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 годам достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории. 

  Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями.

  На 5-м году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

  4 этап - школьный (от 7 до 14 лет).

  Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.

  Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи - письменной речи.

  В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка - от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

  Разумеется, эти этапы не могут иметь четких, строгих границ, каждый из них плавно переходит в последующий.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Ребенок должен:

  • быть психически и соматически здоровым;
  • иметь нормальные умственные способности;
  • иметь нормальный слух и зрение;
  • обладать достаточной психической активностью;
  • испытывать потребность в речевом общении;
  • иметь полноценное речевое окружение.

  Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Учитель -логопед: Семенова С. И.

 

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

 

14 основных правил красивой речи

 

  1. При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
  2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
  3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
  4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
  5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
  6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
  7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
  9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
  10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
  11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
  12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
  13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
  14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

 

© vskadetschool17

Сделать бесплатный сайт с uCoz