Информационная справка по вопросу о создании условий для получения общего образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях.
1. В классах VII вида по данным на 23.10.2012 обучается - в начальной школе 22 ребёнка в двух классах для детей с ЗПР. - в основной школе – 53 учащихся в пяти классах для детей с ЗПР.
2. Класс 7 вида формируется на основании заключения городской или областной психолого-медико-педагогической комиссии ( на основании характеристик от учителя, психолога, логопеда и протокола ШППК – школьной психолого-педагогической комиссии). Также, поскольку 7 вид – это медицинский диагноз Задержки психического развития , то необходимо заключение психоневролога (психиатра). В этом заключении указывается диагноз и пишется рекомендация на обучение по программе VII вида. Но, без решения родителей (согласия или отказа), ребёнок не может обучаться в классе для детей с ЗПР. Поэтому, при комплектовании классов 7 вида главное значение имеет заявление родителей на обучение в этом классе. На основании указанных документов издается приказ директора о комплектовании классов 7 вида.
3. Для обучения детей с ЗПР в школе созданы благоприятные условия : - обучение проходит только с 1 смены, -есть психолого-логопедическая служба сопровождения, - педагогические работники, работающие с детьми с ЗПР прошли курсовую подготовку на базе НТФ ИРО. - каждый ученик класса 7 вида обеспечен полным комплектом учебников. Комплекты учебников, УМК педагогами выбираются в соответствии с возможностями и способностями детей : основное УМК, по которому обучаются дети с ЗПР начальной школы – Классическая начальная школа, Школа России, Гармония. - каждый кабинет оснащен компьютером, каждый ребёнок имеет рабочее место и место для игровых и коррекционных занятий. Классы имеют наибольшую наполняемость – 12 человек. - административный контроль в классах ЗПР: -контроль полноты комплекта документов для обучения в классе ЗПР ( в случае отсутствия некоторых документов по вине обеих сторон (родителей или ШППК) документы восстанавливаются) Наибольшее количество нарушений наблюдается по причине потери родителями справки от психиатра ил и психоневролога. В этом случае представитель ШППК восстанавливает справку у психиатра по ранее проведенной им диагностике.
- контроль уровня сформированности общеучебных умений и навыков. Результат:
- контроль техники чтения и анализ письма : Результат - Цель: отслеживание динамики в развитии навыков письменной речи (орфографические ошибки, дисграфические ошибки, умение составить рассказ на заданную тему- 4-5 предложений)
Результаты обследования:
Итого:
Выводы: Анализ входной диагностики у учащихся 4 б класса позволяет сделать вывод о том, что учащиеся данного класса могут осваивать школьный стандарт только с помощью. Поэтому в течении учебного года в ходе фронтальных логопедических занятий предстоит решить следующие коррекционные задачи: -развитие фонетико-фонематических процессов; -формирование умений и навыков в образовании новых слов; -развитие оптико- пространственных и временных представлений (это основа воспитания звуко- слогового и морфемного анализа слов); -развитие и совершенствование связной речи; -развитие психологической базы речи. Намеченная работа поможет восполнить пробелы в развитии средств языка и функций речи, а также других психических процессов, что является основой формирования полноценной учебной деятельности.
Рекомендации педагогу по осуществлению педагогического сопровождения детей с речевым недоразвитием: 1.В уроках использовать упражнения по развитию фонематического слуха и восприятия. 2.Систематизировать работу по повышению орфографической зоркости. 4.Осуществлять взаимодействие с логопедом и родителями по вопросам речевого развития детей.
-мониторинг качества образования . Диагностические контрольные работы Результат: Выпуск 2б класса: математика ( вычитание с переходом через разряд – 40%, сложение спереходом через разряд – 30%, равенства – 30%, геометрический материал- 20% справившихся. С работой совсем не смогли справиться 20 % учащихся)
- контроль ведения индивидуальных дневников наблюдения Результат Ведение дневников наблюдения не систематичное, наблюдается преобладание записей классного руководителя, психолога. Рекомендация по итогам проверки: Учителям – предметникам заполнять индивидуальные дневники по итогам наблюдения за учащимися в процессе урока.
-Контроль ведения рабочих тетрадей Результат - контроль ведения дневника ученика Цель проверки
Класс_2б___
Класс _4б______
Вывод: классные руководители в системе проверяют дневники учащихся. Со стороны родителей контроль осуществляется не в системе. 90 % учащихся имеют текущие выставленные оценки за неделюб. Отсутствуют оценки только у тех, кто на момент проверки дневника болел. Рекомендации: учителям – предметникам – музыка, физическая культура и иностранный язык – выставлять оценки в процессе ведения урока. Обратить внимание на то, что оценочная деятельность учителя на уроке – основной мотивационный фактор. Классным руководителям – организовать обратную связь с родителями через дневник.
- Организация работы по персональному контролю за образовательной деятельностью в 8Б классе. Результат Рекомендации педагогам по работе с учащимися 8 «Б» класса
На основании анализа наблюдений уроков, проводимых в 8 «Б» классе с 13.10.11. по 21.10.11 сделаны следующие выводы и выданы рекомендации:
1.В связи с тем, что у детей слабо развита самоорганизация, организационные моменты урока должны быть режимными, то есть иметь строгие временные рамки
2. В связи с тем, что основная мотивация учащихся 8 «Б» класса - это «избегание неудачи», мотивационные моменты должны иметь поощрительный характер:
3. В связи с тем, что дети обучаются в классе по программе по специальной коррекционной программе 7 вида и имеют органические поражения центральной нервной системы, познавательная ориентация учащихся должна быть направлена на учет психических особенностей:
- Соответствие структуры и содержания урока для работы с классом ЗПР. Результат. По итогам классно-обобщающего контроля классов ЗПР ( 2б, 4б, 5б, 6б, 7б) в 2011-2012 учебном году было выявлено следующее: Структура урока выдерживается : в каждом проверяемом классе организуется динамическая пауза, при проведении самостоятельных и контрольных работ соблюдается дифференцированный , индивидуальный подход к учащимся. На уроках математики работа организуется по выполнению учебной деятельности по шаблону, в 4 б ( учитель Шайхатарова В.В.) наблюдается рост уровня обученности, есть учащаяся на «4», все воспитанники научились читать на допустимом уровне.
Содержание психолого-медико-социального сопровождения: -психологическое: коррекционные занятия, направленные на развитие ВПФ, диагностика -логопедическое : проведение занятий на развитие речи, диагностика Коррекционная работа по устранению нарушений письменной речи строится согласно модели коррекции нарушений письма у младших школьников через развитие фонетико-фонематических процессов. Она состоит из 2-х блоков: диагностического и коррекционного. Подготовительный этап коррекционного блока решает задачи, затрагивающие механизм нарушения письма: * развитие общей и мелкой моторики, * развитие артикуляционной моторики: учу детей ощущать движения и переключаться с одного движения на другое, работаю над развитием двигательной функции артикуляционного аппарата через комплекс упражнений и опосредованным методом, развиваю дыхание детей, * развитие фонетической стороны речи, * развитие фонематического слуха и восприятия, * развитие психологической базы речи. Этап формирования фонетико – фонематических процессов направлен на формирование гласных и согласных фонем по следующей схеме: -постановка звука, -его автоматизация (после выделения звука формируем у детей акустико – артикуляционный образ звука, проводим работу по закреплению его произношения, соотносим данный звук с буквой, учим опознавать звук в чужой и собственной речи на материале текстов насыщенных звуком, конфликтных текстов, а также на материале слов, слогов, ряда звуков), -включение звука в анализ (учим детей выделять звук из разных позиций, определять его место, количество и последовательность звуков в слове), -дифференциация смешиваемых звуков (сначала ведём работу над каждым из смешиваемых звуков, затем учем детей сопоставлять звуки по слуху и в произношении.)
При работе с учащимися 2 -4 классов решается и такая важная задача как предупреждение дезорфографических ошибок.
Большинство заданий полифункциональны и направлены на выработку следующих умений: § Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию(игра «Светофор» и др.); § Умение планировать действия по выполнению задания (работа по алгоритмам, памяткам, их составление); § Умение осуществлять итоговый самоконтроль («Помоги исправить ошибки» или «Редактор»); § Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (линейка достижений, карта самонаблюдений, лесенка успеха); § Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности (грамматические ребусы); § Умение общаться в учебной ситуации.
Работу с детьми необходимо строить с учётом коммуникативной направленности; побуждать детей к речемыслительной активности, как в индивидуальной, так и в групповой видах деятельности, привлекать детей к доказательству правильных ответов, к подведению итогов, поощрять диалоги между детьми. На занятиях в системе используются схемы, модели, различные карточки и таблицы. Обязательным этапом каждого занятия является психологический настрой на преодоление проблемы, что способствует самовыражению детей, их открытости. Результатом логопедического сопровождения должно быть формирование у детей следующих умений и навыков: § Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам); § Полноценно участвовать в работе в паре, группе, в классе; § Произвольно регулировать своё внимание, вовремя включаться в деятельность; переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп; § Ответственно относиться к результатам своей работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль; § Осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, осваивать «технологию успеха и достижений». Как показывает опыт, улучшение речи детей (в том числе и в классах 7 вида) в среднем ежегодно происходит на 40 %. Формируются навыки правильного чтения и письма, обогащается разговорная речь, улучшается успеваемость по школьным предметам. Таким образом, создаётся база для успешного освоения программы.
--- медицинское : посещение невролога 1-2 раза в год, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение соматической ослабленности. -- педагогическое : коррекционные занятия для усвоения пройденного материала, развития мышления, логики, отработки навыка учебной деятельности --социальное : все классы 7 вида принимают участие в мероприятиях школы и города, активно участвуют в спортивных и краеведческих мероприятиях.
|
|
|
|
© vskadetschool17 |